Исследования в области дорожного строительства


Исследования в области дорожного строительстваТри года назад на базе БелдорНИИ был создан Химико-технологический центр (ХТЦ), в рамках которого были объединены усилия Дорожного научно-исследовательского института департамента “Белавтодор” и Института общей и неорганической химии Национальной Академии наук. Надо сказать, что за столь короткий срок совместное сотрудничество уже успело принести определенные плоды: многие разработки центра успешно применяются в дорожных работах, давая при этом определенный эффект как в области качества, так и в экономии.

К примеру, одним из основных направлений в работе центра являются исследования в области асфальтобетонов. В свое время совместно с французскими исследователями фирмы “Атофина” были отработаны составы и технология укладки литого холодного асфальтобетона. К слову, она уже применялась на Минской кольцевой и подъезде к Национальному аэропорту. Однако французские добавки в сочетании с отечественным битумом дают не тот результат — в Европе битумы имеют несколько другой состав.

Тем не менее, холодный литой асфальтобетон выгоден как с экономической точки зрения (заменяются материалоемкие слои асфальта на тонкие защитные покрытия), так и с экологической (не применяются горячие технологии, которые выбрасывают в атмосферу вредные испарения). Поэтому сейчас Институт общей и неорганической химии (ИОНХ) ведет активную работу по созданию специальных добавок, а БелдорНИИ на своей производственной базе отрабатывает их составы. Уже в этом году была выпущена первая промышленная партия добавки на российском сырье, которая путем введения в битум обеспечивает повышение водостойкости и коррозионной устойчивости асфальтобетона.

Еще одна важная проблема, которую совместно решают ученые, — это обеспечение хорошего сцепления битума с минеральными материалами: щебнем, отсевом дробления и т.д. От этого показателя во многом зависит качество получаемого дорожного покрытия. Ученые выяснили, что наш щебень, получаемый на ПО “Гранит”, имеет на поверхности отрицательный заряд, что приводит к плохому взаимодействию с битумом.

В связи с этим специалисты БелдорНИИ предложили осуществить перезарядку поверхности щебня, для чего совместно с учеными академии были разработаны специальные химические составы. Сейчас они уже прошли производственную апробацию, готовится и нормативная база для их массового выпуска и применения. К этой работе подключился и НПО “Центр”, который взялся за создание технологического оборудования для получения активированного отсева дробления. Кстати, запасы отсева превышают 4,5 млн. тонн, а это важный резерв для дорожного строительства.