Инновации в проектировании и строительстве дорог
В последнее время различные государственные и коммерческие структуры демонстрируют повышенный интерес к новинкам в технологиях дорожного строительства. Подрядчики уже освоились с большинством импортных разработок, и программой Минтранс активно внедряется система проектирования и строительства дорог по западному образцу.
Долгий застой дорожно-строительных технологий был вызван издержками бюрократической системы: до 2011 года технически дорожное строительство регламентировалось Минрегион, а не Минтранс. Некомпетентность ведомства и несоответствие системы актуальным техническим требованиям отрасли привели к ухудшению качества дорожных работ.
Каждую инновацию дорожные организации вынуждены были согласовывать с Госэкспертизой, что отнимало немало времени и финансов, а также способствовало росту монополии крупных компаний в данной отрасли. Ситуация схожа с той, что когда-то имела место быть при строительстве первых железных дорог.
Но, несмотря на множество бюрократических препятствий, дорожное строительство постепенно развивалось, и инновационные технологии все чаще применялись в реализации крупных транспортных проектов. Наиболее востребованными стали технологии, позволившие не только повысить качество дорожного покрытия, но и снизить ущерб, наносимый им губительными климатическими факторами.
Несмотря на то, что внедрение инновационных технологий в дорожное строительство началось относительно недавно, результаты уже вполне заметны. Например, широкое применение получает метод ресайклинга – создание дорожного покрытия с применением переработанных обломков старого асфальта, что позволяет снизить затраты без ущерба качеству дорог.
Еще одной инновацией в дорожном строительстве стала замена битума более прочным цементом, что позволило заметно улучшить качество дорожного покрытия и снизить влияние на него погоды. Улучшить асфальтобетонные же дороги позволит добавление в битум специальных полимеров, увеличивающих износостойкость и экономящих средства.
Зарубежная практика применения геосинтетических материалов также не осталась без внимания наших ученых и строительных организаций – экологичные решения успешно внедряются на рынок дорожно-строительной промышленности, показывая еще неуверенные, но вполне положительные результаты на трассах России.
По мнению многих специалистов, строительство и ремонт автомобильных дорог по новым технологиям прочно войдет в обиход только с принятием соответствующей нормативной базы и масштабными исследованиями применения западных технологий в российском климате, что требует немалых затрат. Однако надежду на будущее дорожно-строительных технологий дает тот факт, что в текущем году на исследования в дорожно-строительной отрасли будет выделено на 43% больше средств, нежели в предыдущем.