Строительство и эксплуатация автомобильных дорог
В России несомненный транзитный потенциал, которым обосновывается потребность в строительстве и эксплуатации. Автомобильные дороги, железная дорога, воздух, вода позволяют осуществлять процесс перевозки пассажиров и грузов. Автодороги остаются самым популярным видом перевозки (большинство дорог в Российской Федерации образуют замкнутую сеть), поэтому проблема дорог мешает качественной транспортировке. Но бороться с этим можно и, конечно, нужно. Транспортная стратегия России до 2030 года подразумевает протяженность сети автодорог 1,7 млн. км. Сейчас же эта протяжённость составляет 982 млн. км.
Для выполнения плана строительства дорог требуются различные материалы, в зависимости от характера движения на участке, а также капитальности конструкции, технических и экономических показателей. Всего разделяют пять видов укладки дорог: усовершенствованные капитальные, асфальтобетонные, усовершенствованные облегчённые, переходные, низшие.
Что касается технической составляющей, то тут необходим: автомобиль-самосвал, асфальтоукладчик, легкий каток и тяжелый каток.
Самым популярным дорожным покрытием является асфальтобетонные покрытия. Их плюсы очевидны, они прочны, долговечны, легко чинятся. Их износ, даже при интенсивном движении габаритных автомобилей составляет всего около полутора миллиметров в год (естественно при качественной укладке). Укладывают такое покрытия в один, два или три слоя. Верхний слой должен быть износоустойчивым и водонепроницаемым, используют мелкозернистые, песчаные смеси с минеральными порошками. Для нижних же слоев используют горячие крупно- или среднезернистые смеси, с минеральным порошком или без него.
Немного уступает по популярности, но не по свойствам цементобетонные покрытия. Преимуществами являются: высокая прочность и устойчивость, также очень длительный срок износа (около 30-40 лет), при не способствующих погодных условиях сцепление практически не изменяется, что нельзя не отметить, износ всего 0,1-0,2 миллиметров в год. Но есть и минусы у этого покрытия. Например, количество поперечных швов достаточно велико, это ухудшает ровность покрытия, трудность ремонта, после укладки первое время дорогу нельзя открывать для движения.
Материалы для строительства и реконструкции дорог различаются, вариантов большое количество, некоторые из них представлены далее. Первый вариант – это цементный бетон, после него выравнивающий слой песка, который обработан битумом, дальше слой обработанного щебня, грунта или гравия, и последний, нижний слой из морозозащитного слоя из песка. Второй вариант – мелкозернистый асфальтобетон, крупнозернистый асфальтобетон, слой щебня или гравия и морозозащитный слой песка. Третий вариант – гравий обработанный битумом и гравий.
Надеемся, что всё-таки до 2030 года проект расширения дорог будет не только количественным, но и качественным.