Строительство бетонных дорог
Сегодня основной материал, используемый при строительстве дорог это асфальт. И незаслуженно мало в нашей стране строится дорог из бетона, которые по многим показателям даже превосходят дороги с асфальтовым покрытием.
В тексте некогда популярной военной афганской песни есть слова «А бетонка хромает, но бежит, что ни шаг спотыкается». Такими были бетонные дороги несколько десятков лет назад, их укладывали из отдельных плит, и у едущего в автомобиле порой создавалось ощущение движения поезда, со знакомым стуком колес вагона на стыках рельсов. Сегодня технологии строительства дорог из бетона совсем другие, их не укладывают из готовых плит, а заливают непосредственно на месте, поэтому покрытие получается ровным и без швов.
Как и при любом варианте строительства дорог, предшествовать заливке бетона должна подготовка подстилающего слоя. Главная задача здесь – обустройство хорошего дренажа, чтобы при последующей эксплуатации дороги не возникало размытия дорожной подушки, которое может привести к появлению впадин, морозного пучения и, как следствие, разломам монолита бетона. Если грунт в месте строительства песчаный или гравийный, то дополнительную подсыпку делать не нужно, достаточно выровнять и утрамбовать будущее основание дороги.
Однако если дорожная постель состоит из торфа, глины или любого наносного грунта, способного в больших объемах накапливать воду, то до полуметра такой почвы обязательно снимается и углубление засыпается камнями и гравием. Слой из крупных камней должен находиться внизу, основание из более мелкого гравия – сразу под бетоном. Надо помнить, что чем лучше будет подготовлен подстилающий слой, тем меньше времени и затрат потребуется на профилирование слоя заливаемого бетона. Это особенно важно в той связи, что бетон имеет определенное время застывания, поэтому период, когда он воспринимает активные воздействия с изменением формы, строго ограничен. Гравийное же покрытие таких ограничений не имеет, ровняй его сколько душе угодно.