Путевые строительные машины
В создании путевых строительных машин существенную роль сыграли отечественные изобретатели и инженеры. Среди первых машин, которые были созданы на начальном этапе развития ж/д транспорта, плуг, служащий для очистки от снега путей. В 1879 году инженер С.Гендель смог сконструировать и использовать снегоочиститель таран. Машинист Беренс в это же время создал модель роторного снегоочистителя. Инженер И. Ливчак в 1887 году сконструировал вагон-путеизмеритель, а спустя 13 лет инженер А.Шумилов изобрел первую машину для уборки снега, осуществляющую его погрузку в состав. Инженер Е. Долгов в 1913 году изобрел путеизмерительную тележку и усовершенствовал вагон-путеизмеритель.
В 30-е годы создали железнодорожные строительные машины ПМС (путевые машины-станции), которыми оборудовали высокопроизводительные путевые строительные машины: струги и балластеры на пневмоуправлении, а также звеньевые путеукладчики. В то же время машинист Гавриченко создал машину для уборки снега. По окончанию 2 мировой войны железнодорожное строительство машин приобрело новый этап в развитии. В 1947 году путевое хозяйство Союза получило электробалластеры (модель ЭЛБ-1), землеуборочные магины по системе Балашенко, автодрезины – модель АГМу.
В 50-х были разработаны машины для строительных работ, среди которых путеукладочные краны УК 25/21 и УК-25/9, щебнеочистительная машина (модель ЩОМ-Д), БХД – балластные хопперы-дозаторы, снегоуборочные машины СМ-2, шпалоподбивочные машины ШПМ-02, гидро- и электроинструмент, средства дефектоскопии для рельсов.
В 60-е начали внедрять высокопроизводительные машины, среди которых выправочно-подбивочно-отделочная (модель ВПО-3000), грузовая крановая дрезина ДГКу, балластоочистительная БМС, кран для укладки путей УК-25/9-18, рельсосварочная путевая машина ПРМС-3, звеноразборочные и звеносборочные машины.
70-е годы ознаменовались началом оснащения путевого хозяйства техникой для стрелок: выправочно-подбивочно-рихтовочными машинами ВПРС-500 и ВПР-1200, рихтовочной Р-2000, а также усовершенствованной щебнеочистительной ЩОМ-4. Были созданы моторные гайковерты (модель ПМГ), создана универсальная балласто-респределительная техника (УБРМ-1) и балластоуплотнительная машина, получившая название «БУМ».