Классификация и эксплуатация дорожно-строительных машин


Классификация и эксплуатация дорожно-строительных машинПри строительстве дорог очень важное значение имеет прочность и упругость строительного материала, использование дорожно-строительных машин и оборудования. Для этого его хорошо уплотняют одним из следующих способов:

  • укатка;
  • уплотнение;
  • виброуплотнение.

Дорожный каток является основной путевой строительной машиной, которая уплотняет дорожное покрытие. Производители выпускают различные по виду, мощности и весу катки. На качество уплотнения влияют следующие характеристики:

  • масса катка;
  • площадь контакта с уплотняемым слоем;
  • скорость;
  • число проходов.

Классификация катков существует разная, в зависимости от особенностей.

По виду рабочего органа катки существуют:

  • решетчатые;
  • с гладкими вальцами;
  • кулачковые;
  • пневмоколесные;
  • комбинированные.

Самыми популярными являются катки с гладкими вальцами. Остальные рассмотрим отдельно. Решетчатый каток создан для уплотнения грунта и имеет решетку из металлических элементов, которая помогает разбивать комки и плотные образования.

Кулачковые катки имеют закрепленные кулачки и применяются на рыхлых связных грунтах толщиной 22-30 см. Особенность кулачковых катков заключается в том, что первоначально кулачки погружаются в грунт целиком, но при дальнейшем уплотнении этого не происходит. Пневмоколесные катки используют для длительного приложения нагрузки к поверхности. В комбинированном катке устанавливают разные вальцы, наиболее часто комбинируют пневмоколесные и виброколесные варианты катков.

По принципу действия катки бывают:

  • статические;
  • вибрационные.

Статический каток движется по поверхности, оказывая на уплотняемый материал стандартное давление. Вибрационный каток уплотняет материал за счет силы тяжести и воздействуя на него периодическими колебаниями. Его использование уменьшает количество проходов в 2-3 раза в зависимости от грунта.

По принципу передвижения выделяют:

  • прицепные (вся масса передается на материал);
  • полуприцепные (часть массы передается на тягач);
  • самоходные.

По числу осей катки бывают одноосные, двухосные и трехосные, а по числу вальцов – одновальцовые, двухвальцовые и трехвальцовые. Эти две классификации порождают различные виды катков в модельном ряде производителей.

Таким образом, эксплуатация дорожно-строительных машин - дорожных катков осуществляется в зависимости от требуемых функций и особенностей поверхности.