Классификация и эксплуатация дорожно-строительных машин
При строительстве дорог очень важное значение имеет прочность и упругость строительного материала, использование дорожно-строительных машин и оборудования. Для этого его хорошо уплотняют одним из следующих способов:
- укатка;
- уплотнение;
- виброуплотнение.
Дорожный каток является основной путевой строительной машиной, которая уплотняет дорожное покрытие. Производители выпускают различные по виду, мощности и весу катки. На качество уплотнения влияют следующие характеристики:
- масса катка;
- площадь контакта с уплотняемым слоем;
- скорость;
- число проходов.
Классификация катков существует разная, в зависимости от особенностей.
По виду рабочего органа катки существуют:
- решетчатые;
- с гладкими вальцами;
- кулачковые;
- пневмоколесные;
- комбинированные.
Самыми популярными являются катки с гладкими вальцами. Остальные рассмотрим отдельно. Решетчатый каток создан для уплотнения грунта и имеет решетку из металлических элементов, которая помогает разбивать комки и плотные образования.
Кулачковые катки имеют закрепленные кулачки и применяются на рыхлых связных грунтах толщиной 22-30 см. Особенность кулачковых катков заключается в том, что первоначально кулачки погружаются в грунт целиком, но при дальнейшем уплотнении этого не происходит. Пневмоколесные катки используют для длительного приложения нагрузки к поверхности. В комбинированном катке устанавливают разные вальцы, наиболее часто комбинируют пневмоколесные и виброколесные варианты катков.
По принципу действия катки бывают:
- статические;
- вибрационные.
Статический каток движется по поверхности, оказывая на уплотняемый материал стандартное давление. Вибрационный каток уплотняет материал за счет силы тяжести и воздействуя на него периодическими колебаниями. Его использование уменьшает количество проходов в 2-3 раза в зависимости от грунта.
По принципу передвижения выделяют:
- прицепные (вся масса передается на материал);
- полуприцепные (часть массы передается на тягач);
- самоходные.
По числу осей катки бывают одноосные, двухосные и трехосные, а по числу вальцов – одновальцовые, двухвальцовые и трехвальцовые. Эти две классификации порождают различные виды катков в модельном ряде производителей.
Таким образом, эксплуатация дорожно-строительных машин - дорожных катков осуществляется в зависимости от требуемых функций и особенностей поверхности.